Парламент преодолел трудности перевода
28 октября 2004 года

В настоящее время перевод жилых помещений в категорию нежилых осуществляется по жилищному законодательству 1983 года, согласно которому эта процедура возможна лишь при признании жилых помещений непригодными для проживания. В исключительных случаях Жилищный кодекс РСФСР закрепляет право решения о переводе за органами исполнительной власти республики. По мнению депутата Госсовета РТ Игоря Привалова, представлявшего данный законопроект парламенту, неопределенность формулировок и отсутствие в законодательстве четкого порядка перевода (с перечнем необходимых документов и установленными сроками) породили множество бюрократических барьеров и коррупцию в отношениях чиновников и предпринимателей. Новый закон, по его мнению, мог бы защитить интересы граждан-собственников жилья, желающих разместить на своей площади офис, магазин или иное частное предприятие без необоснованных препятствий со стороны властей и проверяющих структур.
В первой редакции законопроекта, представленной парламенту республики в июле, все полномочия по переводу жилых помещений в нежилые были оставлены за татарстанским правительством, вернее, за межведомственной комиссией из представителей муниципальных и республиканских структур — жилищной инспекции, Министерства архитектуры, санитарно-эпидемиологической службы и т.д. Депутаты возразили, что в проекте нового Жилищного кодекса РФ решение о переводе относится исключительно к компетенции органов местного самоуправления, и заметили, что процедура перевода из жилых в нежилые, разработанная авторами проекта, представляется все такой же сложной и бюрократической.
Замечания законодателей легли в основу новой редакции, где в компетенцию правительства республики был отнесен перевод жилья, находящегося в государственной собственности. Перевод жилья, находящегося в частной и муниципальной собственности, в законопроекте был закреплен за органами местного самоуправления (в данном случае — за районными администрациями). В проекте появились четкие сроки, отводимые на процедуру перевода, — не более 30 дней со дня подачи документов, а также перечень требуемых документов. Контроль за порядком данной процедуры, согласно законопроекту, был возложен на Государственную жилищную инспекцию РТ.
Правовое управление Госсовета, ознакомившись с новой редакцией, высказало единственное возражение по поводу той статьи законопроекта, где указывалось, что к заявлению о переводе помещения в числе прочих документов должно прилагаться «письменное согласие соседей». Установив, что данная норма противоречит Гражданскому кодексу РФ и что понятие «соседи» является трудноопределимым с юридической точки зрения, правовое управление рекомендовало это условие из текста исключить.
Парламент принял законопроект в третьем чтении, после чего он будет направлен на подписание президенту республики. Директор республиканского Агентства по развитию предпринимательства Гульнара Сергеева дала оценку утвержденному законопроекту: «Возможно, все острые моменты этим законом и не снимутся и органы власти не перестанут отказывать в переводе, но у предпринимателей будет возможность обжаловать эти отказы в судебном порядке и отстаивать свои интересы, опираясь на конкретный закон».

Екатерина Воробьева, "Коммерсантъ- Казань"